16.04.2010

Рассуждение на тему: "Как научить школьников писать сочинения?"


"Как научить школьников писать? Пожалуй, это один из сложнейших вопросов, который стоит перед словесниками. Формирование и развитие навыков письменной речи требует непрерывной целенаправленной работы. В первые годы работы как-то не особенно задумываешься над этим вопросом, но с течением времени вопросы: как повысить грамотность? как выработать орфографическую зоркость? как научить писать сочинения разных жанров или любые виды обучающего изложения? волнуют каждого на уроке. Как сказал Н. Макиавелли: "Человек мудрый должен всегда выбирать дороги, испытанные великими людьми, и подражать самым замечательным...", так и я, не считая себя достаточно опытным учителем, постоянно опираюсь на знания и опыт своих предшественников, коллег, чьи материалы я могу изучить на страницах журнала "Русский язык в школе". Снова и снова я перечитываю книгу Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко "Секреты орфографии", статьи В.Я. Булохова "Повышение грамотности учащихся на основе развития оперативной речевой памяти", М.П. Кулыгиной "Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма". Для себя я выбираю те варианты по формированию и развитию навыков письменной речи, которые я буду отрабатывать ежедневно на своих уроках русского языка. Работа сложная, трудоёмкая, особенно сейчас, когда грамотность детей снижается с каждым годом, когда дети затрудняются составить даже небольшой связный текст, когда не умеют выразить свои мысли и чувства, т.е. не могут грамотно и выразительно оформить речь на письме. Безусловно, это зависит от многих причин, одной из которых, я считаю, всё-таки является то, что дети мало читают, не видят образцы художественного слова. но что же я стану делать как учитель, чтобы восполнять пробелы в знаниях своих учеников?
Конечно же, в первую очередь я буду работать над орфографической зоркостью. Одним из приёмов этой работы является контрольное списывание, для того чтобы дети запоминали, как слова выглядят, больше вглядывались в них, особенно на то, как написаны в них трудные места, становились более внимательными. ЧитаяХудожественный текст, ребёнок может выискивать для себя трудные слова и рассматривать их. Потом с закрытыми глазами представлять их написанными; записывать слова, не заглядывая в книгу и проверять себя. Далее нужно формировать у школьников умения находить орфограммы в письменном слове. Работать над этим необходимо, так как задания по орфографии есть в тестовых заданиях ГИА и ЕГЭ.
Для ребят среднего звена я возьму словарные диктанты, словосочетания, содержащие разные виды орфограмм.
Работа с готовыми текстами, лингвистическими словарями, карточками, линокартами, предупредительные и проверочные диктанты, комплексный анализ текста - это только частица большого объёма работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих умений и навыков.
По моему мнению, проблема формирования и развития навыков письменной речи должна волновать не только учителей русского языка, но и учителей-предметников, родителей.
Аралбаева А.Ж., учитель русского языка и литературы МОУ Искровская СОШ

Комментариев нет:

Отправить комментарий