18.09.2011

История успеха


Верь в великую силу любви…
Мы не знаем - как высоки -
Пока не встанем во весь рост -
Тогда - если мы верны чертежу -
Головой достаём до звёзд.
…Но мы сами ужимаем размер
Из страха стать королём.
Эмили Дикенсон

Каким вырастет цветок, кустарник, дерево, если его не поливать, поливать простой водой и, наконец, поливать с удобрением. Разница очевидна и каждый может предположить, что мы получим в итоге.
Так и с человеком, который стал успешным тьютером программы Intel@ «Обучение для будущего», например, в 37 лет. Что повлияло: стечение обстоятельств, вклад многих: родителей, учителей, коллег, наставников, тренеров или личные качества человека, или всё вместе? Ведь мы же не можем сказать: «Он обучился на курсах и стал успешным тьютером». Значит, было что-то в этом человеке, что дало возможность взять много, но отдать ещё больше и отдавать так, чтобы оставалось другим. Нужно уметь брать и давать так, чтобы не оставалось это в тебе мёртвым грузом, а работало и работало!
Как становятся успешными тьютерами? Какой жизненный этап стал – стартовым?
Аэропорт, трап самолёта, впереди Москва: встречи, знакомства, познание, новый опыт, в круговерти познания и опыта прилетают идеи, которые схватываешь на лету. Одни оставляют чёткий отпечаток и готовы к воплощению, другие как утренний туман, появились и растаяли, но ты знаешь, что в любое время ты можешь к ним вернуться… Этот процесс называется тьюториада в действии. Смесь гремучая и взрывная, от которой захватывает дух и останавливается дыхание: вот как живут и работают тьютеры в Смоленске, Владивостоке, Сыктывкаре, Астрахани, одним словом творят.
А сможешь ли ты так? Ты обязательно постараешься, иначе быть не может – приехать сюда, получить всё из первых рук и не стать настоящим тьютером. Ведь знания и опыт вот рядом – бери и пользуйся, применяй на практике, пропускай через себя и отдавай другим. Ты возвращаешься домой и чувствуешь себя совсем по-другому. Знания и опыт это единственный груз, который не пригибает к земле, а окрыляет, дарит лёгкость общения, и радость творчества.
За месяц до описываемых событий. Начала покорять вершины, дух захватывало от высот и поджилки тряслись, рюкзак становился тяжелее, и тяжелее: старалась Елена Петровна Круподёрова и другие коллеги-восходители. Но чудо, рюкзак совсем  не резал плеч, а как будто приподнимал над землёй и чем дальше в горы, тем легче было идти. Предлагали положить в рюкзак разное, хозяин выбирал: аккуратно пакуя, раскладывал по кармашкам, отделам, что-то пригодиться сейчас, что-то потом - нужно ещё осмыслить, но есть та часть, о которой ещё не знаешь: зачем и почему, но всё равно складываешь – пригодиться, значит ещё не дорос до понимания, значит, есть к чему стремиться.
За полгода до описываемых событий. ТЕО – три магические буквы. Очередная площадка, работая на которой складываем опыт действия, общения, создания. Надежда Юрьевна Маркер попыталась положить в наши рюкзаки столько полезного материала, что казалось унести невозможно. Умение собирать и накапливать, разбирать и сортировать, раскладывать по полочкам - ничего вам не напоминает? Это одно из главных качеств тьютера – умение пользоваться методическими материалами.
В курсе создавала проект о любви. Шло не так, как хотелось. Обоюдного всепоглощающего чувство не возникало – я не понимала ТЕО, иногда он не принимал меня. Конечно, была виновата я:  посвящала мало времени, чаще была строгой и не доступной, иногда не понимающей и не принимающей. Но опыт общения с ТЕО бесценен. А проект всё-таки получился. В комментариях в блоге проекта, спустя полгода, совсем посторонний  человек описал свои мысли по поводу великого чувства. Значит «задело», не оставило равнодушным. Идея проекта, рождённая благодаря любви и ТЕО, жива и актуальна, есть повод  доработать и дать путёвку в жизнь.
Лето прошлого года было самым щедрым на сбор плодов опыта и познания. Тренинг «Дистанционные технологии в очном обучении» С. Буланова – уже тогда это не первый опыт дистанционного обучения, но один из самых интересных. На протяжении двух недель в тренинге, каждый работал над созданием различных образовательных продуктов. Не могу сказать, что это было очень трудно. Скорее приятные трудности сопутствовали нам. Хорошее настроение в конце рабочего дня обеспечивалось успешным продвижением в тренинге, появлением новых знаний и опыта работы с различными сервисами, которые "делают" учителя современным и востребованным. Стало привычкой заглядывать каждое утро в портфолио, пополнять его. Ко всем моим блогам, с которыми я работаю, добавился - особенный - рефлексивный. Пожалуй, самым важным на тренинге стало создание портфолио достижений участника тренинга. Очень полезная вещь, которая организует и дисциплинирует. Тренинг – ещё одна копилка, переполненная средствами, с чувством удовлетворения была  наполнена. Но, опять же, чем больше познаёшь, тем больше, кажется, что знаешь ты ещё очень мало. Новые знания - критерий нашего незнания. Ещё не один летний тренинг доказал мне эту истину, но я ещё в одной мысли утвердилась: каждое дело нужно доводить до конца, только тогда ты получишь удовлетворение собой: ты смог, ты сделал, ты научился, не прошёл мимо тех, кто готов был поделиться знаниями, готов помочь приобрести практический опыт. У многих тренеров я научилась позитиву, создавать условия для положительных эмоций и самосовершенствования и говорить, говорить друг другу… комплименты.
Будущего нет, а есть реальное настоящее, которое заставляет нас думать и делать по-современному, требует от нас быть учениками, учителями и методистами. Два года назад пришло время стать тьютером. С этого времени моя профессиональная деятельность, мои планы, чаяния и надежды,  мой профессиональный рост,  мой успех и успех моих слушателей связан с программой Intel «Обучение для будущего». Тьютер должен уметь отдавать, когда пришло осознание того, что приобретено. Полученные опыт и знания должны быть отданы в процесс. Цепная реакция запущена: от тьютера – к учителю, от учителя – у обучающимся и обратно! Говорят: очень важно оказаться в нужном месте в нужное время. Теперь  понимаю, что тьютером  стала не зря, я во время  оказалась в программе Intel «Обучение для будущего» и теперь стараюсь помочь своим коллегам найти в ней своё  место – для профессионального роста, творчества и самореализации, так нужных каждому из нас.
Тренинги программы не только расширяют возможности учителя и обучающихся, но и помогают встретиться единомышленникам и найти друзей. Программа открыла для меня одного человека, который стал для меня другом. Мы стали вместе синтезировать идеи и воплощать их. Как-то так получилось, что у обеих лежит душа к ведению блога. Вместе разбирались с инструментами сервиса, находили  новые возможности для его использования. У нас получалось, а когда Ирина Анатольевна Кокоткина стала победителем областного конкурса в двух номинациях: "Лучшее профессиональное электронное портфолио" и "Лучший образовательный блог", мы решили, что пора делиться опытом с коллегами. «Итак, мы начинаем…» - эта фраза звучала на просторах Интернет в Омской области не один раз и всегда говорили мы её вместе, наши возможности помочь другим в познании удвоились, с тех пор мы все тренинги проводили с удвоенным усердием. Желание помочь всем и каждому, мягкость и упорство Ирины Анатольевны обеспечивали нам успех, как тренеров и создавали благодатную почву быть успешными нашим «ученикам». Через наш учебный блог «Мастер-класс Блог педагога» мы общаемся с нашими единомышленниками, живущими в разных регионах Российской Федерации и в Украине. Хочу привести слова одной из «учениц» М. Поликаренко: «Спасибо большое, что помогли пройти новой дорогой. Приятно видеть созданное, пусть пока ещё и в набросках. Понятным становится всё. Заходите в гости, обязательно будем двигаться вперед и получать радость». Заглянем, друзья, за горизонт! У каждого свой горизонт познания и пусть он будет как можно более недосягаем, тогда вся жизнь пройдёт в стремлении познать, изучить, найти, передать, научить. А разве не в этом главное предназначение и самая важная цель деятельности учителя – приоткрыть, поддержать и отпустить своих учеников  к открытиям, к которым они стремятся. 
Точка отсчёта?
Приехала в маленький провинциальный город девушка, первый раз – на работу. Место чистое, тёплое, спокойное. Так можно было и засидеться, но объявили в области конкурс «Новое – хорошо забытое старое». Название философское, на разные размышления наводит.
Итак, стали готовиться к конкурсу, молодого работника в советчики не брали. Решили провести на своём уровне такой же конкурс, выявить победителя и отправить его защищать честь района. И девушка тоже готовиться стала… Её во время посетила идея, собрала материал, придумала сценарий действа. Попросила разрешения «обкатать» его на старшеклассниках, тема была интересна им и обещала горячий диспут. Готовились долго, игра захватила, детям отдали самые главные роли – судьи, адвоката, прокурора, присяжных заседателей. Судили Любовь. Выясняли,  какая любовь встречается чаще – любовь-болезнь или любовь-вдохновение? Суд прошёл спокойно, Любовь оправдали. Все остались довольны, но поехать на конкурс  и представить идею не предложили. Девушка решила повторить  опыт, походила по школам, пообщалась с учителями литературы и выбрала класс для проведения нового суда. В этот раз, она надеялась, что будет совсем по-другому. И не ошиблась: такого горячего спора эти стены не слышали давно. Дети задумались и говорили, говорили; уже  было забыто, что это игра, страх высказаться, быть непонятым ушёл, они стали чуть взрослее, выросли в собственных глазах и глазах друг друга. Оказывается, они многое знали, умели рассуждать, приводить в доказательство цитаты из литературных произведений, переводить «на себя», слушать и слышать. Понятно было – перечитают, переосмыслят, может быть и передумают, но опыт социализации останется навсегда. Они уходили другими.
Но на конкурс выбрали другую идею.
Утром, в день отъезда, девушка пришла, чтобы ехать на конкурс. С собой у неё был сценарий, приготовлена презентация и сшитый за ночь судейский плащ.
Организаторы областного конкурса сделали исключение: от одного из районов было представлено две идеи. Первое место заняла – идея проведения литературного суда над Любовью.
Сколько лет прошло, а я до сих пор помню лица тех ребят, которые помогли тогда мне победить  и почувствовать вкус успеха. Тогда я была библиотекарем, сейчас я тьютер, а чувство осталось.
У каждого своя высота, у кого-то 30 см, а у кого-то 8884 м. Высоко? Хватит дрожать, нужно пробовать и у вас обязательно получится. Мы искусственно занижаем свои возможности, а потом смотрим вослед тем, кто нас обгоняет. Найди в себе силы – догони, в процессе гонки вырастешь! Проверишь себя в деле – получишь адекватную самооценку и, наконец, поймёшь чего стоишь. Откроешь для себя многое, по пути поможешь открыться другим. Двигайтесь вперёд сейчас, потому что возможности такой может больше не быть, потому что нужно расти и совершенствоваться иначе ты будешь просто не интересен, и тебя выбросит за борт. 
Какой может быть мечта у тьютера - побывать на тьюториаде в Москве!? А там и до Лондона рукой подать. Получиться? Попробовать стоит!

1 комментарий:

  1. !!!!!!!
    Да...
    Татьяна Николаевна, впечатляет!!!
    "Проверишь себя в деле – получишь адекватную самооценку и, наконец, поймёшь чего стоишь." - Ваша история успеха этому доказательство и подспорье нам.

    Иногда мы не видим очевидные вещи или боимся их увидеть и принять. Спасибо за такие ВАЖНЫЕ слова "... человека, который стал для меня другом". Звучит, конечно, банально - "спасибо", наверное, в данном случае говорят другие слова. Однако, моё "...желание помочь всем и каждому, мягкость и упорство..." и мне подарило ДРУГА!!!

    "Найди в себе силы – догони, в процессе гонки вырастешь!" Главное, думать о своём профессиональном и человеческом росте, а не просто о гонке, конкуренции и деньгах, которые ты за это получишь!!!

    В Москве мне тоже посчастливилось побывать (на съезде педагогов), а Лондон когда? Я что-то упустила?

    Очень хочу через несколько дней, месяцев или, даже, лет увидеть продолжение этой истории: ИСТОРИИ УСПЕХА.
    Успеха Вам, Татьяна Николаевна, во всех начинаниях!!!
    С уважением, Ирина Анатольевна (друг).

    ОтветитьУдалить