22.08.2013

В пути... Продолжение "Отправляемся в экспедицию"

Задание 2. Педагогическая классика для настоящего и будущего
Что предстояло сделать?
Что получилось:


Воображение, творчество, школа

Tout se tient
(Всё взаимосвязано)

История про Джанни Родари….
Каким бы ни был педагог, он должен, в первую очередь, любить детей.
«Любовь к детям» - главная отличительная черта Джанни Родари, детского писателя, чьи произведения всегда останутся вне времени, всегда останутся полезными и нужными родителям, педагогам, и интересными детям.  Его книги – занимательны, с лёгким юмором, понятным детям. Кто не читал его книг?  Да, таких среди нас нет!
Он не был педагогом по профессии, но был им по призванию.
История начиналась просто, молодой Джанни был вынужден зарабатывать и помогать семье. В 1937 году он впервые переступил порог школы, чтобы преподавать в начальных классах.
Молодой учитель старался сделать уроки для детей  интересными и, в тоже время, понятными, для этого придумывал различные поучительные и забавные истории. Под его руководством дети включались в игру, но эти игры были не простыми, с помощью игр и игровых моментов  Джанни Родари помогал детям знакомиться с миром, друг с другом и самим собой, помогал учиться.
Что им двигало, ведь его никто не обучал премудростям педагогики? Любовь к детям – это и есть главная двигательная сила. Если бы Джанни Родари остался работать в школе, стал бы педагогом с мировым именем.
Помимо книг для детей, он писал и для взрослых. Его введение в искусство придумывания историй под названием «Грамматика фантазии» мне попалось на глаза очень давно, я могу сказать, что оно   пробудило во мне творческое начало.
Джанни Родари хотел видеть своих учеников творческими, свободными личностями и развивал это в детях  через игру. Эта книга – настоящее руководство для родителей и педагогов по сочинению историй, организации игр с детьми. Обучение и воспитание через игру, сказку, фантазию.
Фраза Джанни Родари из книги «Грамматика фантазии» «Игра… Это театр: интересно облачиться в чужой костюм, играть какую-то роль, жить не своей жизнью, перенимать чужие жесты» много лет назад натолкнула меня на мысль о включении в уроки и внеурочные занятия игры и игровые моменты и даже целые театрализованные постановки.

История о том, что мне это дало? (Выдержки из истории успеха)

Приехала в маленький провинциальный город девушка, первый раз – на работу. Место чистое, тёплое, спокойное. Так можно было и засидеться, но объявили в области конкурс методических разработок «Новое – хорошо забытое старое». Название философское, на разные размышления наводящее…
Итак, стали готовиться к конкурсу, молодого работника в советчики не брали. Решили провести на своём уровне такой же конкурс, выявить победителя и отправить его защищать честь района. И девушка тоже готовиться стала… Её во время посетила идея: собрала материал, придумала сценарий действа. Попросила разрешения «обкатать» его на старшеклассниках, тема была интересна им и обещала горячий диспут. Готовились долго, игра захватила, детям отдали самые главные роли – судьи, адвоката, прокурора, присяжных заседателей. Судили Любовь. Выясняли,  какая любовь встречается чаще – любовь-болезнь или любовь-вдохновение? Суд прошёл спокойно, Любовь оправдали. Все остались довольны, но поехать на конкурс  и представить идею не предложили. Девушка решила повторить  опыт, походила по школам, пообщалась с учителями литературы и выбрала класс для проведения нового суда. В этот раз, она надеялась, что будет совсем по-другому. И не ошиблась: такого горячего спора эти стены не слышали давно. Дети задумались и говорили, говорили; уже  было забыто, что это игра, страх высказаться, быть непонятым ушёл, они стали чуть взрослее, выросли в собственных глазах и глазах друг друга. Оказывается, они многое знали, умели рассуждать, приводить в доказательство цитаты из литературных произведений, переводить «на себя», слушать и слышать. Понятно было – перечитают, переосмыслят, может быть и передумают, но опыт социализации останется навсегда. Они уходили другими.
Но на конкурс выбрали другую идею.
Утром, в день отъезда, девушка пришла, чтобы ехать на конкурс. С собой у неё был сценарий, приготовлена презентация и сшитый за ночь судейский плащ.
Организаторы областного конкурса сделали исключение: от одного из районов было представлено две идеи. Первое место заняла – идея проведения литературного суда над Любовью.
Итак, первой созданной мной игрой стал «Литературный суд над любовью».
Затем появились:
·        Голоса Земли
·        Верю, не верю
·        Что? Где? Когда?

            В школе я уже не работаю, но интерес к игре не пропал. Создавая сетевые проекты, размышляю, как организовать и провести онлайн-игру… по типу суда. Идеи нашли своё воплощение в новом проекте, но это уже другая история.

PS: Слава творцу за бессмертный дух игры - вечно творящего и вечно творимого начала детской души!!! (жаль не знаю, кто автор этих замечательных слов).


2 комментария:

  1. Не знала, что Дж. Родари работал в школе. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Джанни Родари написал книгу "Грамматика фантазии" - просто педагогическая технология развития творческих способностей.

    ОтветитьУдалить